МБОУ "Средняя школа №2" города Велижа
город Велиж, Велижский район, Смоленская область
  • Профориентация

    Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.

                                                                                                                                                                                     И.Шевелёв

    Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

      Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями.

     Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

    Цель профориентационной работы в школе - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
    • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    • Профессиональной просвещение.
    • Профессиональная диагностика.
    • Профессиональная консультация и др.

    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

     На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

     Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

       Средняя школа, 5-7 классы

     С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

       Средняя школа, 8-9 классы

     С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

      В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). 

     Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

       Старшеклассники, 10-11 классы

     Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

     Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Профминимум

    С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса была введена единая модель профориентационной деятельности.

     Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    • Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы).
    • Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.
    • Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:

    • базовый (не менее 40 часов в учебный год),
    • основной (не менее 60 часов в учебный год),
    • продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

    Каждый уровень профминимума реализуется по направлениям:

    • урочная деятельность, которая включает часы дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
    • внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
    • воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
    • дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
    • взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

    Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).

    Новости и мероприятия

    Профориентационное занятия «Россия — мои горизонты».
    24 апреля 2025, 17:50

    24 апреля прошло очередное профориентационное занятия «Россия — мои горизонты» на тему: «Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика». Обучающимся рассказали о большой и очень важной отрасли сельского хозяйства — животноводстве. Ребята просмотрели видеоролики и поиграли в интерактивную игру, ответили на вопросы.
    Профориентационный час для учеников 11 класса!.
    25 апреля 2025, 17:27

    23 мая в МБОУ "Средняя школа №2" г. Велиж школьный библиотекарь Петрова Т. В. совместно с сотрудником районной библиотеки провели увлекательный профориентационный час, посвящённый профессии библиотекаря.
    Профориентация.
    08 мая 2025, 19:44

    7 мая с обучающимися выпускных классов встретилась представитель государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) города Санкт-Петербурга, бывшая ученица нашей школы, а ныне сотрудник учебного заведения Горелая Алина Владимировна.
    «Летняя профориентационная школа «Архитектура таланта».
    14 мая 2025, 19:29

    11-13 мая для обучающихся 7-10 классов прошла презентация ежегодной профильной смены «Летняя профориентационная школа «Архитектура таланта». Организатором профильной смены является Смоленское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр опережающей профессиональной подготовки».
    «Профминимум».
    15 мая 2025, 22:34

    15 мая 2025 года в рамках федеральной программы «Профминимум» прошло практико-ориентированное занятие в рамках курса «Россия — мои горизонты» для учеников 6–11 классов. Темы  на выбор:  «Россия безопасная» или «Россия аграрная» .
    "Путешествие в профессию библиотекаря"!.
    16 мая 2025, 10:17

    ?✨ 15 мая в МБОУ "Средняя школа №2" г. Велиж для учеников 7 класса прошла квест-игра "Путешествие в профессию библиотекаря"! ✨? В мире профессий – тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Профессия должна быть выбрана по душе, она должна интересовать человека, тогда работа будет приносить радость и удовольствие.
    "Зову в профессию".
    19 мая 2025, 14:03

    ?✨ 16 мая в МБОУ "Средняя школа №2" прошёл профориентационный урок "Зову в профессию"! ✨? Специалист районной библиотеки провёл увлекательный урок для учеников 8 класса, посвящённый профессии библиотекаря. Ребята узнали о важности этой профессии в современном обществе, о задачах библиотекарей и их роли в сохранении культурного наследия.

    Документы по реализации профминимума

    Нормативно-правовые документы 

    Найдено: 4

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике